Спустя столетие в Бурятии впервые пройдет Зоохэй наадан

Саламат — у бурят не просто «белая пища», это обрядовое блюдо.

С древности у бурят Зоохэй наадан был значимой традицией, предположительно этот «праздник для девушек» связан с культами матерей-прародительниц. Впервые за последнее столетие об этой традиции вспомнили в Бурятия, где 31 мая на главной площади столицы республики в рамках фестиваля «На 60 минут в детство» пройдет Зоохэй наадан – или «саламатный вечер».

До последнего времени этот древнейших корней праздник сохранялся в Иркутской области, где в некоторых районах Зоохэй наадан проводился после посевной, в начале лета. Особенное значение он всегда имел для юных девушек – будущих невест.

Как полагает Д.А. Николаева (ВСГАКИ) в своей работе «Молодежные игрища-нааданы в традиционной культуре бурят», у бурят до середины XX века нааданы были реликтом «обрядов перехода», связанных с культами матерей-прародительниц, в которых перевод молодежи из группы «дети» в группу «взрослые» осуществляли старшие в роду женщины.

«Персонажный код нааданов подчеркивает связь пожилых женщин с духами-хозяевами огня, местности, которых они угощают первинками ритуальной пищи», пишет Д.А.Николаева.

Впервые за последнее столетие об этой традиции вспомнили в Бурятии, где 31 мая на главной площади столицы республики в рамках фестиваля «На 60 минут в детство» пройдет «саламатный вечер», сообщает в соцсетях журналист Дора Хамаганова:

В эти майские дни, когда цветет черемуха и трава отрастает на длину языка коровы, из первого обильного молока гонят масло, сметану (зоохэй), тарасун (молочное вино, тогооной архи), женщины собираются в доме одной из многодетных, замужних, состоятельных женщин села (улуса).

Вскладчину варят саламат-зоохэй (род молочной каши из молотых зерен пшеницы, ржи, густыми сливками)… Когда на поверхности саламата, при интенсивном помешивании, выступают первые капли масла, то женщины, молодые девушки загадывают желания на год вперед, приговаривая «Ай, дуурээ, дурээ!».

Потом веселятся, угощают друг друга лакомствами-молочными пенками, творогом с сушеной черемухой. Дарят девочкам-подросткам, девушкам «на выданье» (в особенности сестры, родственницы со стороны матери — «зээнууд») отрезы шелка, тканей, серебряные и золотые украшения, монеты. Таким образом, собирая будущее приданое для свадебного сундука.

Потом маслом смазывают лобики детям, маленьким девочкам. Угольки от костра уносят домой, раскладывают по углам, и не подметают 3 дня, чтобы молочное изобилие было в доме целый год.

Это – праздник обновления природы. Во время цветения черемухи женщины устраивают молебен – для материального, духовного благополучия мужчин, для мужества и силы духа сыновей, мужей, отцов, братьев. Праздник обычно проходит во второй половине мая.

Бурятские женщины и в старину всегда были относительно свободны, могли выбирать себе мужа. За девушек (а их рождалось всегда меньше, чем юношей) давался большой, богатый калым. И даже некрасивая девушка, даже с небольшими физическими изъянами выходила замуж, рожала детей, была полноправной хозяйкой в доме!

Зоохэй наадан будет проведен в Бурятии после столетнего перерыва 31 мая на площади Советов Центром народных традиций «Байкал».

Спустя столетие в Бурятии впервые пройдет Зоохэй наадан

Спустя столетие в Бурятии впервые пройдет Зоохэй наадан

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *